–Ъ–∞–ї–µ–љ–і–∞—А—М 2016 –≥–Њ–і–∞


√лавное меню

√олосование

„то ¬ам пригодилось на сайте?

–ецепты блюд - 75.5%
—ценарии, конкурсы - 18.6%
—оветы по организации праздников - 4.5%
ƒругое - 1.4%

–Т—Б–µ–≥–Њ –≥–Њ–ї–Њ—Б–Њ–≤: 559
The voting for this poll has ended

–Ю–±—П–Ј–∞—В–µ–ї—М–љ–Њ –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ –Њ—З–µ–љ—М —Е–Њ—А–Њ—И–Є–є –Є –њ–Њ—Б–µ—Й–∞–µ–Љ—Л–є –Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В —Б–∞–є—В –Њ —В—Г—А–Є–Ј–Љ–µ –Є –њ—Г—В–µ—И–µ—Б—В–≤–Є—П—Е: –У—А–µ–є—В-–Ґ—А–µ–≤–µ–ї.—А—Г.


(1 –У–Њ–ї–Њ—Б–Њ–≤–∞–љ–Є–µ)

krestnye

автор: »ерей ƒионисий —вечников

—колько крестных должно быть у ребенка?

÷ерковные правила предписывают иметь дл€ ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. “о есть, дл€ мальчика Ц мужчина, а дл€ девочки Ц женщина. ¬ традиции же обычно выбирают дл€ ребенка обоих крестных: отца и мать. Ёто никак не противоречит канонам. “акже не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. √лавное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполн€л бы свои об€занности по воспитанию ребенка в православной вере. “аким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника.

 акие требовани€ предъ€вл€ютс€ к крестным родител€м?

ѕервое и главное требование Ц несомненна€ православна€ вера восприемников.  рестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. ¬едь им придетс€ учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставлени€. ≈сли же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? Ќа крестных возлагаетс€ огромна€ ответственность духовного воспитани€ своих крестников, ибо они вместе с родител€ми отвечают за него пред Ѕогом. Ёта ответственность начинаетс€ с отречени€ от Усатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служени€ его, и все€ гордыни егоФ. “ем самым восприемники, отвеча€ за своего крестника, дают обещание, что их крестное дит€ будет христианином.

≈сли крестник уже взрослый и сам произносит слова отречени€, то присутствующие при этом крестные станов€тс€ поручител€ми перед ÷ерковью в верности его слов.  рестные об€заны научить своих крестников прибегать к спасительным “аинствам ÷еркви, главным образом - исповеди и причащени€, должны дать им знание о смысле богослужени€, особенност€х церковного календар€, о благодатной силе чудотворных икон и других св€тынь.  рестные должны приучать восприн€тых ими от купели посещать церковные службы, поститьс€, молитьс€ и соблюдать другие положени€ церковного устава. Ќо главное Ч крестные должны всегда молитьс€ о своем крестнике. ќчевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, кака€-нибудь сердобольна€ бабушка из храма, которую родители уговорили Ђподержатьї младенца на крещении.

Ќо также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требовани€м, которые были изложены выше.

 рестные не должны становитьс€ предметом личной выгоды дл€ родителей крещаемого. ∆елание породнитьс€ с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родител€ми при выборе крестных дл€ ребенка. «абыва€ при этом об истинной цели крещени€, родители могут лишить ребенка насто€щего крестного, а нав€зать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботитьс€ о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Ѕогом.  рестными не могут стать нераска€нные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

ћожно ли женщине становитьс€ крестной в дни мес€чного очищени€? „то делать, если это все-таки произошло?

¬ такие дни женщинам следует воздерживатьс€ от участи€ церковных таинствах, к числу которых относитс€ и крещение. Ќо если это все-таки случилось, то в этом необходимо пока€тьс€ на исповеди.

 ак будущим крестным подготовитьс€ к крещению?

 аких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. ѕри некоторых храмах провод€т специальные беседы, целью которых обычно ставитс€ объ€снить человеку все положени€ православной веры относительно крещени€ и восприемничества. ≈сли есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно дл€ будущих крестных. ≈сли будущие крестные достаточно воцерковлены, посто€нно исповедуютс€ и причащаютс€, то посещение таких бесед будет дл€ них вполне достаточной мерой подготовки.

≈сли же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой дл€ них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение —в€щенного ѕисани€.

krestnye

ћожет ли св€щенник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещени€)?

ƒа, может. —в€щенник - такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым люд€м быть крестным у их чада. ¬едь ему придетс€ нести ответственность за воспитание своего крестного чада. ј как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родител€ми? », скорее всего, больше никогда не увидит. ќчевидно, что это невозможно. Ќо св€щенник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещени€) или, к примеру, дь€кон (и тот, который будет сослужить св€щеннику за таинством крещени€) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Ётому нет никаких канонических преп€тствий.

ћожно ли вз€ть крестного Ђзаочної? —ам смысл восприемничества предполагает прин€тие крестным своего крестника от самой купели. —воим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и об€зуетс€ воспитывать его в православной вере. «аочно этого никак нельз€ сделать. ¬ конце концов, человек, которого пытаютс€ Ђзаписать заочної в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остатьс€ совсем без крестного.

—колько раз человек может становитьс€ крестным? ¬ ѕравославной ÷еркви нет четкого канонического определени€ относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становитьс€ крестным. √лавное, что должен помнить человек, соглашающийс€ стать восприемником Ц это больша€ ответственность, за которую придетс€ отвечать перед Ѕогом. ћерой этой ответственности и определ€етс€ то, сколько раз человек сможет вз€ть на себ€ восприемничество. ƒл€ каждого человека эта мера сво€ и, рано или поздно, человеку, возможно, придетс€ отказатьс€ от нового восприемничества.

ћожно ли отказатьс€ стать крестным? Ќе будет ли это грехом?

≈сли человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасени€, что не сможет добросовестно исполн€ть об€занности крестного родител€, то он вполне может отказать родител€м ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. ¬ этом нет греха. Ёто будет более честно по отношению к ребенку, его родител€м и самому себе, чем, вз€в на себ€ ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполн€ть своих непосредственных об€занностей.

ћожно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

ƒа, можно. Ётому нет никаких канонических преп€тствий.

ћожно ли одному человеку во врем€ крещени€ быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

 анонических запрещений этому нет. Ќо технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. ¬осприемнику придетс€ держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Ћучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. ¬едь каждый из крещаемых по отдельности Ц это разные люди, имеющие право на своего крестного.

— какого возраста можно стать восприемником?

 рестными не могут становитьс€ несовершеннолетние дети. Ќо, если даже человек еще не достиг совершеннолети€, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю т€жесть вз€той на себ€ ответственности, и будет добросовестно исполн€ть свои об€занности крестного. ƒумаетс€, что тковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

ћожно ли беременной женщине стать крестной? Ќе повли€ет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

 онечно, можно. ѕодобное заблуждение никак не св€зано с церковными канонами и традици€ми и также €вл€етс€ суеверием. ”частие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. ћне приходилось также крестить беременных женщин. ћалыши рождались крепкими и здоровыми.

„то делать, если поссорилс€ с родител€ми крестника   и по этой причине не можешь видетьс€ с ним? ќтвет напрашиваетс€ сам собой: помиритьс€ с родител€ми крестника. »бо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом наход€щиес€ во вражде друг с другом? —тоит задуматьс€ не о личных амбици€х, а о воспитании ребенка и, набравшись терпени€ и смирени€, попытатьс€ наладить отношени€ с родител€ми крестника. “о же можно посоветовать и родител€м ребенка.

Ќо не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое врем€ видетьс€ с крестником.

„то делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

ƒумаю, что объективные причины Ц это физическое отдаление крестного от крестника. “акое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. ¬ этом случае остаетс€ только молитьс€ за крестника и, по возможности, общатьс€ с ним при помощи всех доступных средств св€зи.

  сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных об€занност€х. »ногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих об€занност€х, но впадение его в т€жкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. “огда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

ћожно ли отказатьс€ от крестных, не выполн€ющих своих об€занностей, впавших в т€жкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

„ина отказа от крестных ѕравославна€ ÷ерковь не знает. Ќо родители могут подыскать взрослого человека, который, не €вл€€сь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. ѕри этом нельз€ считать его крестным.

Ќо иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общени€ с духовным наставником и другом. ¬едь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. » в этот момент такой помощник был бы очень кстати. ј ребенка по мере взрослени€ можно научить молитьс€ за крестного. ¬едь духовна€ св€зь ребенка с человеком, который прин€л его от купели, не будет разорвана, если он примет на себ€ ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справилс€. Ѕывает, что дети превосход€т своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

 огда нет необходимости в крестных?

Ќеобходимость в крестных всегда есть. ќсобенно дл€ детей. Ќо и не каждый взрослый крещаемый может похвастатьс€ хорошим знанием —в€щенного ѕисани€ и церковных канонов. ¬ случае необходимости взрослый человек может креститьс€ и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Ѕога и вполне может самосто€тельно произнести слова отречени€ от сатаны, сочетатьс€ ’ристу и прочитать —имвол веры. ќн вполне отдает отчет своим действи€м. „его нельз€ сказать о младенцах и маленьких дет€х. «а них все это делают крестные. Ќо, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. “акой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

ћожет ли девушка первой крестить девочку? √овор€т, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестна€ отдаст ей свое счастье...

Ёто утверждение также €вл€етс€ суеверием, не имеющим основани€ ни в —в€щенном ѕисании, ни в церковных канонах и традици€х. ј счастье, если оно будет заслужено перед Ѕогом, от человека никуда не денетс€.

ћогут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

—овершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Ќе €вл€€сь членами ѕравославной ÷еркви, они вообще не могут принимать участи€ в церковных таинствах.

„то делать, если по ошибке это все же произошло? —читаетс€ ли в этом случае крещение действительным? Ќужно ли перекрестить ребенка?

ѕодобные случаи - не редкость, и встречаютс€ они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. ќднозначного ответа на вопрос Ђчто делать в этом случае?ї дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Ёто не удивительно, т.к. каноны и правила написаны дл€ членов ѕравославной ÷еркви, чего нельз€ сказать о инославных и иноверцах. “ем не менее, как состо€вшийс€ факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельз€. ќно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным св€щенником во им€ —в€той “роицы. Ќикакого перекрещевани€ не требуетс€, такого пон€ти€ вообще нет в ѕравославной ÷еркви. „еловек один раз рождаетс€ физически, вновь повторить это он никак не может. “ак же - только один раз человек может родитьс€ дл€ жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

ћогут ли стать крестными супруги или собирающиес€ вступить в брак?

ƒуховное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещени€, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. ѕоэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Ётим они постав€т под сомнение возможность дальнейшего существовани€ их брака. Ќо по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Ќе могут стать крестными и собирающиес€ вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, котора€ выше телесной. »м придетс€ прекратить свои отношени€ и ограничитьс€ только духовным родством.

krestnye

„то делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

≈сли подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это - полбеды. ’уже, если, зна€ о невозможности их брака, они все же решились поженитьс€, и на венчании ничего не сказали св€щеннику о своем духовном родстве. ¬ любом случае, этот вопрос может разрешить только высша€ церковна€ власть в лице прав€щего архиере€. ƒл€ этого необходимо обратитьс€ в епархиальное управление с соответствующим прошением на им€ прав€щего архиере€. Ѕрак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к пока€нию за грех, совершенный в неведении.

 „то делать, если по неведению восприемниками стали супруги?

–азрешение этого вопроса также находитс€ в ведении епархиального архиере€. ¬ подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратитьс€ в епархиальное управление с соответствующим прошением на им€ архиере€.

ћогут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

— церковной точки зрени€ он решаетс€ однозначно.

Ћюди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. „ему доброму они смогут научить ребенка? –азве, име€ весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Ќикак нет. “акже согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь (Ђгражданскийї брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещени€. ј если эти люди решатс€, наконец, узаконить свои отношени€ перед Ѕогом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Ќесмотр€ на кажущуюс€ сложность вопроса, ответ на него может быть только один Ц однозначно: нет.

 ќ самом таинстве  рещени€ можете узнать здесь